|
Энциклопедия SKA --> Третья волна ска или то, чего не было. Третья волна ска или то, чего не было. Явление, называемое третьей волной ска разнородно по своей сути и не имеет обьединяющей идеи. Тем не менее условное единство места времени и места действия все же позволяет применять этот термин. Роб Хингли, The Toasters и Moon Ska Records. В Штаты ска попал нескоро и неблизким кружным путем - через Великобританию, панк и реггей. Зато здесь он прекратил волновое движение, прижился и осел надолго. Решающим фактором для того, чтобы американцы врубились в то, что ска - это круто стал 2Tone-бум в Великобритании 1979-1982 годов. Считается что третья волна ска началась на Восточном побережье США, в городе Нью-Йорке. Во многом так оно и было. В 1982-м году в Нью Йорк Сити британский экспатриант и фанат всего, связанного со ска Роб Хингли (Rob Hingley) основал группу, названную им The Toasters. В конце семидесятых Хингли еще жил в Лондоне и играл в группе Eye-Witness вместе с членами будущих Bad Manners и западно-африканским супер-перкуссионистом Джимми Скотом. Оказавшись в 1981 году в Нью-Йорке, мистер Хингли понял, что задержится там надолго: с тех пор как Хингли купил сингл Милли Смолл (Millie Small) 'My Boy Lollipop', он слушал только ска и думал только о ска. Придя в Нью-Йорке на концерт The English Beat будущий основатель третьей волны ска был шокирован. В большом клубе было всего 100 человек. Оказалось, что ска-сцена в Нью-Йорке и всей Америке отсутствовала в принципе! Спустя месяц на концерте Madness его опасения подтвердились. Там не было никого вообще! Первый состав The Toasters состоял в основном из его коллег по работе в книжном магазине, торгующем научной фантастикой. Магазин назывался Forbidden Planet. К 83-му Тостеры были готовы к концертам. Надо сказать, что Тостерз в данном случае обозначает вовсе не множественное число известного кухонного прибора. Скороговорки первых ямайских ди-джеев, работавших на стыке рэпа и пения во времена саунд-систем назывались toasting. (Подробнее о ямайских саунд-системах 60-х см. здесь) Соответственно логично было называть таких людей тостерами. В процессе обретения такого уникального названия были отброшены два промежуточных: 'the Bouncers' (Вышибалы) и 'Not Bob Marley'. Как только Тостеры начали регулярные выступления в знаменитых AZ и CBGB клубах, они начали сталкиваться со все большим количеством людей, которые что-то слышали или читали о ска и о том, что это прикольно, но реально не представляли что это такое. Тостеры объясняли им: мы играем ска. Здесь, как мне кажется, кроется корень одного интересного явления. Я говорю о том, что беря в руки диск какого-нибудь из современных американских ска-музыкантов, часто удивленно спрашиваешь себя и окружающих: А ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ СКА? Так вот: основная модель ска от Тостеров это ураганно быстрый рокстеди с характерным триольным ритмом. Если не представлять себе корни этой музыки, то можно легко воспринять ее как скоростные тяжелые буги-вуги со четко выделенной слабой долей и жесткими дудочными риффами. Что, видимо, и происходило со многими идейно не подкованными америкосами. Пути развития при таком неверном представлении об исходной точке оказались совершенно непредсказуемыми. Так стали появляться стили, содержащие в названии модную приставку ска, но по сути от ска весьма далекие. Надо думать, что и американские коллеги мистера Хингли по группе тоже достаточно слабо представляли себе, чего он от них хочет по крайней мере на первых порах. Так или иначе, в 1985 году вышел первый релиз Тостеров - Recrimination (EP) с заглавной песней Run Rudy Run. По сути это был первый релиз ска-музыки отечественного производства в Штатах. С продвижением пластинки и постоянными концертами Тостеров в течение следующего года в Нью-Йорке стали появляться новые ска-группы. Среди пионеров нью-йоркского ска можно назвать Beat Brigade, the Boilers, the Second Step и the A-Kings. Хингли вспоминает то время: "Я не знаю почему именно в 1986-м появилось так много ска-групп, но как раз тогда вместе серией сборников Mash It Up, начавших выходить наряду с NY Beat (NY Beat: Hit & Run, сборник нью-йоркских групп вышел в 1986 году и сейчас считается первым релизом третьей волны) были заложены основы американской ска-культуры, состоявшей из модов, скутеристов, скинхэдов и просто ска-фанов". Последующие EP-шники и полноценные альбомы Тостеров такие как Skaboom (1987) и Thrill Me Up (1988) выходили все время на разных лейблах (Celluloid, Unicorn and Ska Records). Все эти союзы были неудачными и кончались изнасилованием мозгов Тостеров со стороны выпускающих компаний. Тогда-то Хингли и ощутил необходимость в сильном независимом лейбле для продвижения идей ска-музыки. Нетрудно догадаться, что речь сейчас пойдет о Moon Ska Records (первоначальное название Icebear). В 1990-м на Moon Ska вышел третий полновесный альбом Тостеров This Gun For Hire, EP-шник группы NY Citizens "Stranger Things Have Happened" и сборник New York City Ska Live, содержащий выступления практически всех клубных ска-команд, существоваших в то время в Нью-Йорке. В следующем году увидел свет дебютный альбом знаменитых ныне The Scofflaws. В этом же году Хингли переиздал на Moon Ska знаменитые дебютники банд Let's Go Bowling (Music To Bowl By) и Dance Hall Crashers; также были сделаны увенчавшиеся огромным успехом шаги по экспансии музыки ска и в частности лейбла Moon Ska Records на Западное побережье. Видимо, эти два года и являются в полной мере временем окончательного формирования явления под названием третья волна ска. 1992 год. Продвижение ска на западном побережье дает свои плоды. Moon Ska выпускает компиляцию появившихся к тому времени калифорнийских ска-групп под названием California Skaquake. Лейбл начинает представлять свою музыку для дистрибьюции другим фирмам. Первыми становятся канадский King Apparatus и вашингтонский Skunks. В результате торгового соглашения с немецким леблом Pork Pie records изголодавшаяся по ска американская публика получает доступ к целой плеяде пост2Tone групп, включая немецких ска-звезд SKAOS (Подробнее о них смотри здесь). В том же 1992 году в местечке под название Ritz Moon Ska организовали фестиваль Скалапалуза "Skallapalooza". В нем приняли участие The Skatalites, Bad Manners, The Toasters и много других групп. Фестиваль имел оглушительный успех. Даже пришел запрет от Lollapalooza на использование их названия и имени. По следам фестиваля был организован Moon 'Skavoovee' тур, в которомучавствовали The Skatalites, the Selecter, the Special Beat, The Toasters, Scofflaws and Pietasters. C тех пор Moon Ska чувствовали себя прекрасно. Все больше артистов и групп сотрудничали с ними. Их каталог включал в себя сотни альбомов, офис находился в престижном районе Нью-Йорка, Манхэттене… Запад. Калифорния. Западное побережье США, особенно легендарная для истории психоделии Калифорния - территория огромная, исторически противостоящая Востоку. Если на Востоке культурный центр компактно соcредоточен в Нью-Йорке и, отчасти в Бостоне, то основное отличие Запада состоит в разобщенности городов и штатов на большой территории. Культурные центры Сан-Франциско и Лос-Анджелес не играют здесь доминирующей роли. Тем не менее изначально было нечто общее между сканкерами Запада - все группы, о которых сейчас пойдет речь, начинали играть конкретно под влиянием компании из The Specials, Madness, English Beat и иже с ними. (подробнее об этой веселой компании см. здесь) Среди основоположников ска на Западном Побережье можно назвать группу The Untouchables. Пластинки 2Tone records стали откровением для ребят, увязших в фанке и прогрессиве по самые уши. Они как раз вплотную подошли к пониманию того, что неграми и мультивиртуозами им все равно ни за что не стать, как вдруг услышали ПРОСТУЮ, ВЕСЕЛУЮ, ПОЗИТИВНО ЗАРЯЖЕННУЮ и ЖУТКО ЭНЕРГИЧНУЮ музыку никак не засвеченную на их родине. Вопрос был решен мгновенно и единогласно. Шел 1982-й год. Местом действия являлся Голливуд. Тем не менее их первый альбом (его продюсировал сам Джерри Даммерс) вышел в Англии из-за полнейшего безразличия американских звукофирм к подобной музыке. Они играли микс ска с ретро-соулом в общем ритм-н-блюзовом ключе и имели даже хит I Spy for the FBI, т.е. Я-Шпион ФБР. Впоследствии Untouchables значительно помогли таким группам как No Doubt и The Skeletones расширить аудиторию. Еще одна группа Donkey Show в начале восьмидесятых на Единороге (Unicorn rec) выпустила EP с четырьмя песнями, который сейчас практически невозможно найти. Fishbone начинали в 1979 году также под сильным влиянием 2Tone. Полностью темнокожий состав отвязно играл ска, фанки, не гнушаясь всяческими припанкованными тяжеленькими риффами. К середине восьмидесятых они были однозначно самой лучшей концертной группой западного побережья. В конце восьмидесятых Фишбоны продались американским монстрам CBS, сильно менялся состав, но остался характерный отвяз. Послушайте их кавер на известную песню Боба Марли "Crazy Baldhead" (mp3 здесь), записанную для компиляции Ska Island в 1997-м году. Дуэт баритон-сакса и трубы просто потрясающий. Это настоящее ощущение Rude! Во многом исторической для калифорнийского ска стала компиляция Moon Ska rec. 1988-го года, названная Skaface. На ней впервые появились Let's Go Bowling, Donkey Show, No Doubt и Skankhead (позже переменившие название на Skankin' Pickle). Второй известный сборник калифорнийского ска - уже упоминавшийся здесь California Skaquake. Среди участников - Jump With Joey, the Skeletones и Hepcat. Так Калифорния стала самым настоящим "ска-штатом". Тем не менее уже упоминавшаяся здесь разобщенность музыкантов и территорий не позволяет говорить о каком-либо сформировавшемся едином калифорнийском ска-саунде. Группам тяжело устраивать общие гастроли и мутить какие-либо совместные проекты, поэтому каждый варится как бы в собственном соку. Бостон. Ска-кор. Когда происходило становление третьей волны, в аудиторию потенциальных слушателей ска попало большинство любителей хард-кора. Хард-кор - это разновидность панка, сформировался в начале 80-х как американский ответ на британскую музыку Oi!; значительная часть аудитории - скинхэды. Именно хард-коровые группы преобладали на клубной сцене Нью-Йорка тех годов. На тех же сценах начали выступать ска-команды. Совершенно логичной выглядела идея смешения этих двух стилей. Вскоре это стало лишь вопросом времени. В законченном виде новый стиль - ска-кор пришел из Бостона. Пионерами его стали Mighty Mighty Bosstones. Они собрались вместе в середине 80-х когда единственной ска-группой Бостона были Bim Skala Bim. Разогревая концерты Fishbone, "бостонцы" встретили не очень восторженный прием и, было, распались, но, наблюдая начало ска-бума, в 1991 выпустили дебютный, "сенсационный по своей энергетике" (© P.i.N.) альбом "Devil's Night Out". То, что они играют ска так быстро, "бостонцы" объясняли не очень хорошим владением инструментами. Говорит басист Джо Гитлмэн (Joe Gittleman): "Когда мы начали играть вместе, получался преимуществнно хард-кор. Но все мы любили музыку ска, и ска просто жил внутри каждого из нас. Постепенно это стало отражаться и на музыке, но ска для нас все-таки оставался небольшой частью из того что мы делали" В результате этой деятельности хард-кор перешел в мажорные гармонии, в нем появилась гитарная слабая доля и быстрые дудочные риффы на переднем плане. Темп при этом не изменился. Так появился ска-кор, который был слишком легок для хард-кора и слишком тяжел и быстр для настоящего ска. Бостонцы" приложили все усилия к тому, чтобы их не называли ска-группой. И правильно сделали. Их музыка несла принципиально другую энергетику - по сути их посыл не выходит за рамки так называемой гитарной альтернативы и панк-рока. От уникальных позитивных вибраций настоящего аутентичного ска "бостонцы" поначалу были далеки как Москва от Кингстона (потом их все-таки "засосало", но об этом смотри здесь). С другой стороны положительный заряд ска не мог не отразиться на музыкантах - в их коре появился юмор и здоровый пофигизм. Это и стало отличительными чертами нового стиля. (Кстати, еще в середине восьмидесятых нью-йоркские хард-кор бойцы из Murfy's Law пытались использовать ска в своей музыке, но реально ощутимого результата не достигли). Нью-Йорк. Новая столица ска. В то время как каждый калифорниец шел своим собственным путем, в Нью-Йорке сложилась совсем другая ситуация. Этот город сам по себе является крупнейшим культурным центром и здесь часто происходят весьма значимые в культурном мире события. В связи с этим в городе всегда есть большое количество как своих, так и приезжих музыкантов, готовых к любым экспериментам. Также они гораздо больше стремятся к контактам с коллегами, потому что для них важен скорее не результат, а сам творческий процесс. Роб Хингли в своих интервью говорит о существовании уникального нью-йорского ска-саунда. Думается, утверждение это справедливо в отношении лишь раннего периода, сейчас же нью-йорская ска-сцена настолько разнообразна, что говорить нужно не об одном общем саунде, а, по крайней мере, о двух больших направлениях. Первое - это продолжающееся смешение ска с другими стилями. Такие группы берут ска и пытаются максимально приблизить его к звучанию альтернативных гитарных групп. Второе же - сильное новое движение с ориентацией на корневую ямайскую манеру исполнения. Эти музыканты пытаются играть и развивать ска в таком ключе, как если бы он никогда не покидал берегов Ямайки. В то время как многие ска-фэны уверены в том, что ска - это разновидность хард-кора, существует совсем другой сегмент ска-сцены. Здесь продолжаются эксперименты со стилями, участвовавшими в рождении самого ска - R & B, джаза, соул-музыки. Движение это распространено, впрочем, не только в Нью-Йорке. С родины Mighty Mighty Bosstones появились Skavoovie and the Epitones и the Allstonians. В Нью-Йорке живут тяжелые скастеры Mephiskapheles, более традиционную музыку представляют the Slackers и the Insteps. Западное побережье, "рассадник" ска-кора подарило нам тем не менее Hepcat, Ocean 11, Mobtown, Los Hooligans и Jump With Joey. Некоторые из них раньше играли так называемую "тяжелую" музыку. Заменяя задрайвованные гитары риффами на дудках, изучая настоящую историю музыки ска, они учатся мыслить самостоятельно и зачастую у них получается создавать настоящий ска - тот, каким он и должен быть: максимально далекий от битовых рисунков и образа мышления рока и панка, со своей уникальной ритмикой и неповторимой позитивной энергетикой. В самом же Нью-Йорке наблюдается другое интересное явление: ска-музыканты, участники разных современных групп, объединяются в целевые экспериментальные проекты. Такими к примеру являются: Такие проекты доказывают, что ска развивается во многих перспективных направлениях и опровергают известное мнение о том, что весь ска был сыгран группой The Skatalites на Ямайке с 62-го по 66-й год. Много групп работает где-то на стыке альтернативных гитарных направлений и ска. Есть такие, в музыке которых кора даже больше чем у знаменитых "бостонцев". Это Voodoo Glow Skulls из Калифорнии. Основным лозунгом лейбла Epitaph при их раскрутке был: "This ain't no fucking ska band!" - "Это не какая-нибудь гребаная ска-группа!" Сами "черепа" всегда называли себя хард-коровой группой и в большинстве случаев выступали тоже с хард-коровыми командами. Другие группы, такие как No Doubt, Dance Hall Crashers и некоторые другие тоже постоянно отрицают свои ска корни. С одной стороны они правы: от ска они очень и очень далеки, с другой стороны элементы ска - зачастую единственное, что выделяет их из огромного количества так называемых "альтернативных" групп. Преемственность. Приведенный фактический материал позволяет даже неопытному наблюдателю понять, что явление, называемое третьей волной ска разнородно по своей сути и не имеет обьединяющей идеи. Тем не менее условное единство места времени и места действия все же позволяет применять этот термин. В этой главе мы рассмотрим связующие нити, которые не прерывались на всем долгом пути любимой музыки два раза через один и тот же океан, всячески видоизменялись, но в итоге составили определенную традицию. Имена: принцы (Prince Buster), князья (Duke Reid), короли (King Tubby) и рядовая аристократия (Sir Coxsone), перебравшись в Великобританию несколько измельчали и скурвились, сменившись на Buster Bloodvessel (Bad Manners), 'Sir' Horace 'Gentleman' Panter (басист The Specials), Monsieur Barso (клавишник Madness). Американцы подвели логический итог вместе с такими персонажами как Lord Sluggo (Лорд Слизняк - Вик Руджиеро из The Slackers), Monkey Man (Джонас Кабрера из The Skeletones) и прочей нечистью. Есть, впрочем, и нормальные персонажи, такие как King Django и Professor Longjones - тромбон и труба из Stubborn All-Stars. Cамым шикарным ска-ником был и остается, конечно же, Принц Бастер. Поведение: поведение на сцене солистов таких современных групп как Let's Go Bowling, Fishbone, или, например, The Skeletones очень сильно похоже на проделки с концертных шоу времен 2Tone. Ведь именно такие группы как Madness, Bad Manners, The Selecter и иже с ними довели юмор, изначально присущий ска до полного абсурда, состояния эдакого тупого ритмичного колбасняка. С другой стороны нарочитая нелепость, карикатурная угловатость движений была присуща еще танцам ямайских руд-боев. Тематика: тематика традиционных ска песен лежит в пласте между детскими считалками, религиозными песнопениями, песнями протеста и, конечно же, темами, погружающими слушателя в мир руд боев, всяческих хулиганов и гангстеров разных мастей. Последняя составляющая оказалось самой долгоживущей в музыке ска. Классический номер Принца Бастера "Аль Капоне" (Al Capone) трансформировался в первый сингл The Specials "Гангстеры" (Gangsters) и был по-разному обыгран целым рядом исполнителей третьей волны. В творчестве любого современного исполнителя ска периодически проскальзывают темы о хулиганах, детективах их ловящих, секретных агентах с поднятыми воротниками, низко опущенными полями шляп и прочие шпионские страсти. Очень популярно обыгрывание в ска тем из различных шпионских фильмов. Так, один из главных ска-хитов - обработка темы Джеймса Бонда группой Skatalites и другими. Впрочем, тематика ска-каверов - отдельная история. Имидж: Использование мультяшного стиля в создании образа группы (дизайн обложек, специальные логотипы, мультипликационные видеоклипы) пришло в третью волну из 2Tone, от знаменитого мультяшки руд боя Уолта Джабско (Walt Jabsco), образ которого был в свою очередь списан с имиджа Десмонда Деккера конца 60-х. В третьей волне наличие мультипликационного логотипа для группы стало практически обязательным. Вот имена самых известных художников, сотрудничавших со сканкерами-америкосами: Evan Dorkin оформлял обложки сборников "Mashin Up the Nation" и рисовал проникнутую ска-духом серию комиксов "Pirate Corp$!". Dave Halili, дизайнер-график, автор обложки к альбому Ice T "Cop Killer" создавал в то же время такие образы как "Boneshaker" для the Skeletones, "Puppet master" для the Specs и "Smokin' cat" для Hepcat. Eric Stefani, владелец награды "Emmy award" за мультик про Симпсонов, автор логотипа "Ska Parade" играет на клавишах в No Doubt и оформляет многие их альбомы и афишы концертов. Также в образ современного сканкера перекочевали многие элементы одежды руд-боя, например, порк-пай хэт (характерная шляпа). Впрочем, увлечение музыкой ска такими группами как, например, любители экстремальных видов спорта внесло, конечно же, полную неразбериху в образ сканкера. Танцы в зале тоже изменились с учетом времени. Традиционное skankin' характерное для 60-х теперь соседствует со стейдж-дайвингом, хождением "паровозиком" или другими циклическими движениями. В общем, скачут кто во что гораздJ. Сказалась общая тенденция последнего десятилетия - стремление к выражению индивидуальности. Кроме преемственности важно отметить движение к объединению ска музыкантов разных поколений. Джерри Даммерс, клавишник The Specials продюсировал ранние трэки The Untouchables, барабанщик Specials продюсировал кого-то из Rancid-ов, сам Coxsone Dodd был сопродюсером альбома Jump With Joey "Strictly for You, Volume II". Совместная работа ямайского тромбониста Рико Родригеса с The Specials и другими 2Tone группами, певца Десмонда Деккера с The Specials и The Beat, сессионые записи и концертные джемы членов The Skatalites с различными нью-йоркскими группами, совместные туры представителей разных "волн" ска музыки - все это способствует процветанию музыки ска под солнцем. Объединение разных поколений ска музыкантов и слушателей стало целью проекта Ska Parade. Основные направления деятельности Ska Parade - проведение фестивалей и организация концертных туров с последующими релизами концертных альбомов. Существует часовой фильм с одноименным названием и радио-шоу с большим уклоном не только в ска, но и ямайскую ритмику вообще. Конец Moon Ska. Stubborn Records. "Лейбл Moon Ska Records был основан в 1983 году. С тех пор он стал реально самым популярным ска-лейблом в Штатах и "лицом" американского ска для всего остального мира. Очень много фанов открыло для себя не только новые мелодику и ритмику, но и впитало корни и культуру уникального стиля, возникшего 40 лет назад и бывшего до недавнего времени самым перспективным и мало используемым направлением в современной непопсовой музыке. С тех пор ситуация изменилась. Ска звучит повсюду. Он стал очень популярным. Поклонники и даже группы отворачиваются от него и используют новые, модные сегодня фишки. Мода была создана и дань ей отдана. Теперь можно увидеть как мало осталось людей, по-настоящему врубающихся в ска. Прискорбно, но их поддержка слишком мала чтобы сохранить статус Moon Ska таким, какой он был в последние годы. В связи с этим я принял решение о закрытии Moon Ska Records и сосредотачиваюсь на своем проекте The Toasters. Было очень трудно принять такое жесткое решение, но с определенного момента я понял что путь оптимистичных компромиссов исчерпал себя. Этому способствовали и объективные обстоятельства как финансово-делового так и личного характера. Постоянные возвраты продукции, разрыв дистрибьютерами уже работающих контрактов, исчезновение групп и, как следствие, полные срывы планов продаж и падение общего дохода сделали дальнейшее продолжение бизнеса невозможным. На личном же уровне я полностью убедился в правдивости горького утверждения о том, что где начинается бизнес - дружба кончается. Тем не менее я не испытываю сожаления. Мы гордимся тем что сделали для поддержки ска, гордимся артистами, которые у нас выпускались… Единственный повод для сожалений это то, что осталось много классных команд и много потрясающего невыпущенного материала. Но, будем надеяться, где-то уже начал работать тот лейбл, который стряхнет пепел традиции и поведет ска вперед - к заре новой эры." Примерно так сказал Роб Хингли 17.12.2000 в Нью-Йорке по поводу закрытия флагмана третьей волны ска, лейбла Moon Ska Records. Финал событий в принципе закономерен, но вовсе не трагичен. В том же Нью-Йорке, под боком у Хингли активно развивается образованный содружеством музыкантов под названием Stubborn All-Stars лейбл Stubborn Records. Условный лидер - знаменитый музыкант King Django (Джефф Бэйкер). Начинал он с The Boilers (упоминавшиеся здесь пионеры нью-йоркского ска, образовавшиеся одновременно с The Toasters и выпустившие диск в Англии). С тех пор его тромбон звучит на записях Rancid, The Toasters, The Slackers и даже Murphy's Law. Один из фронтмэнов группы Skinnerbox, активный участник Stubborn All-Stars, King Django не только патронирует лейбл. Его усилиями в Нью-Йорке создана Version City Studio, на которой записывается большинство музыки издаваемой на Stubborn Records. Выпускаются на нем не только сами Стабборны, но и дабовые проекты отдельных членов группы (King Django, Version City Rockers, Victor Rice), альбомы формирующих Стабборн групп (Skinnerbox, The Insteps) и другие дружеские проекты - Radiation Kings, Rocker T, Crazy Baldhead, Sic and Mad и другие… Stubborn Rec. ориентирован на развитие ямайской музыки так сказать вглубьJ - не отклоняясь от оригинальной ритмики и мелодики и сейчас является самым перспективным лейблом в мире ска и одним из самых интересных среди современных лейблов, продвигающих пост-ямайскую музыку. P.S. New ska boom starts in Russia right now. Список известных групп, условно входящих в третью волну ска, но по разным причинам не упомянутых или упомянутых вскользь в данном обзоре: Источник ska.ru - все о музыке ска Энциклопедия SKA --> Третья волна ска или то, чего не было. |
|||||||||
|